Елена (tey51) wrote,
Елена
tey51

Category:

Размышления о современной драматургии



Немного увлеклась драматургией. Захотелось написать пьесу. И вроде она пишется, может даже и получается. О том не мне судить.
Но, так как ко всему привыкла подходить комплексно, решила познакомиться с литературой по драматургии, а также с творениями молодых драматургов.
Зашла на сайт "Любимовки", остановилась на пьесах 2017 года, которые были отмечены ридерами "Любимовки". Скачала несколько и попыталась их прочитать.

Нет! Не смогла! Вернее, пролистала быстро некоторые и поняла, что я не хочу тонуть в этой чернухе и сплошном мате. Возможно, я и найду там что-то, что хотелось бы почитать, посмотреть. Но пока не нахожу. Очень сложно среди этих обломков заметить жемчужину.
Я, честно говоря даже не могу привести примеры. Мне читать стыдно. И я, извините, не девочка-институтка. Половина моей сознательной жизни прошла на стройке. Наслышана. Но это совсем другой мат. Не разговорный, а "выпендрежный". Как будто друг перед другом соревнуются. Это тот "мат", который мы можем лицезреть в комментариях тупых ботов в топовых постах. "Себяпоказашные".

Расстроилась, отправилась на кухню, пообедать. Включаю телевизор. Первый канал. Идет реклама передач, которые можно увидеть сегодня. В одной будет бывшая невестка популярной актрисы и ее нынешняя невестка сражаться в количестве вылитых помоев.
В другой будут трясти грязное белье известного актера и его бывшей жены.
И что я хочу от молодых драматургов?

Но они хотят быть драматургами! Ладно, оставлю в покое тематику (чернуху) и язык (мат и его подобие). Может в остальном они талантливы? Может тексты их прекрасны? Может они умеют творить для театра.
Но, читаю разбор у театрального критика Алексея Битова:

"Итак, что мешает говорить о «расцвете»? Тексты, которые попадаются на глаза там и сям, а пуще всего — на конкурсах. В некоторых случаях впору усомниться, что это написано по-русски, а о театре авторы зачастую имеют самое смутное представление. Так, некоторые из кандидатов в драматурги полагают, будто по сцене ходят актёры с гигантскими лицами, на которых можно разглядеть уйму мелких деталей. Вот несколько примеров из разных пьес; печально, но некоторые из этих пьес попали в лонг- и шорт-листы различных конкурсов:
«Наблюдается легкое подергивание в её левом глазу».
«Округляет глаза, как будто что-то поняв».
«Плачет, закрывая лицо руками... Плачет уже другими, светлыми, слезами».
«Признаки инфантилизма не исчезают с его лица».
Гигантскими должны быть не только лица, но и, например, мурашки: «Его худое старое тело покрывается мурашками». Кроме того, каждому зрителю следует выдать специальный аппарат для погружения в глубину персонажа: «В голове у неё звучит самый экспрессивный отрывок симфонии»; «У неё в ушах звенит... Звон в ушах немного стихает... Звон в ушах стихает»; «Дверь не поддается. Д. стоит и смотрит на нее. Молчит. Монолог внутри не идет».
............................................................
И эти перлы, будьте уверены, тоже не имеют отношения ни к каким речевым характеристикам: «О чем ты думаешь, децибил
«Неужели ты за столько лет дружбы не можешь пожертвовать полугодовым воздержанием от плотнических пристрастий?» (Наверное, все же от плотских, если я правильно понял.)
«Крылатый Парнас» (видимо, брат Пегаса).
И так далее.
.........................................................
Тут, пожалуй, соглашусь: дело вовсе не в «чернухе» (намеренном сгущении тёмных красок) и не в мате; «сгущение» — приём, старый, как мир, но если автор сочувствует своему (живому!) герою — это одно, а «отрывать лапки» на потеху публике... нет, не комильфо, простите, и ни разу не искусство. Как и пришивание ранее оторванных лапок — принципиальной разницы между «чернухой» и «розовухой», уверяю вас, нет.
А что касается мата... Венедикт Ерофеев владел русским матерным столь же виртуозно, сколь и русским литературным, а в сегодняшней драматургии, как правило, матерятся не столько персонажи, сколько озвучивающие их авторы, и матерятся они неумело, с видом школьника, который вышел на крылечко, воровато огляделся вокруг (учителей нет? прекрасно!), набрал полную грудь воздуха, сказал «...!», покраснел, ещё раз огляделся, ещё раз набрал воздуха... и т.д. Неинтересно и очень по-детски, но ничего «исключительного» тут нет."


Вот точно, как раз нашла подтверждение своим словам.



А как вы относитесь к современной драматургии?
Может быть, поставленная на сцене, она оживает по воле режиссера?
Может я слишком строга к этим текстам?

Tags: мастерская
Subscribe

promo tey51 october 1, 20:49 2
Buy for 10 tokens
Присоединяйтесь!
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments